Cat (puta_flaca_mala) wrote,
Cat
puta_flaca_mala

милан кундера, "искусство романа"

в целом да, каждая книга кундеры - это все его книги, но я как-то не могу плохо к этому относиться, потому что эта одна тотальная книга мне в целом нравится. мне симпатично, когда писатель служит сам себе критиком, не стесняясь приводить примеры из своего же. далеко не всем авторам дано, и далеко не всем нужно, но у тех, кому хватает духу анализировать собственные тексты, обычно получается хорошая надстройка для читательских размышлений. в конце концов, если нам ничто не мешает осуждать книги друг с другом, то почему бы не обсудить их с автором?
у меня было стойкое впечатление, что интервьюер кундеры кристиан сальмон вполне мог бы и не существовать, оказываясь введенным в эссе просто для подбрасывания реплик. он-то существует, но сути эти не меняет. в конечном итоге "искусство романа" будет особенно любопытно тем, кто кундеру еще ни разу не читал или не знаком с его эссеистикой (а она может пойти лучше, чем проза). я все-таки больше люблю "нарушенные завещания" - мне кажется, что эту книгу можно было бы смело вложить в ту. проблематика та же: почему роман, скорее всего, больше не может существовать, может ли (и должен ли) писатель делать прогнозы, для чего пишутся романы и почему психологический путь познания "я" не главный и не единственный. мой личный литературоведческий фетиш в этом всем - музыкальность (потому что да, диссертация!), но мне в случае с кундерой интереснее примеры, которые он приводит, так как по части теории он продолжает пересказывать бахтина.
из того, что мне по пути - по поводу объема художественного произведения, графомании и псевдонимов:

"Человек без свойств" - это один из двух-трех моих любимых романов. Но не требуйте от меня, чтобы я восхищался его огромным, воистину нескончаемым объемом. Представьте себе замок, такой громадный, что его невозможно охватить взглядом. Представьте себе квартет, который длится девять часов. Существуют пределы человеческих возможностей, который переходить нельзя, например, пределы памяти. Дочитав роман, вы должны быть в состоянии вспомнить начало. Иначе роман становится бесформенным, его "архитектоническая ясность" заволакивается туманом.

ГРАФОМАНИЯ. Это мания "писать не письма, дневники или семейные хроники (то есть для себя или своих самых близких), а писать книги (то есть обретать аудиторию неизвестных читателей)" ("Книга смеха и забвения"). Это не мания создавать форму, а мания навязывать свое "я" другим. Самый гротескный вариант желания власти.

Я мечтаю о том мире, где закон обязывал бы писателей хранить в тайне свое имя и использовать псевдонимы. Три преимущества: значительное сокращение графомании; понижение уровня агрессивности в литературной жизни; отказ от биографической интерпретации произведения.
Tags: искусство романа, книги, кундера
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments