Cat (puta_flaca_mala) wrote,
Cat
puta_flaca_mala

j. g. ballard, "crash" (1975)

любая антиутопия, любая фантастически отвратительная модель мира удачна настолько, насколько в конечном итоге она оказывается о любви. причем, как правило, это такая любовь-тоска, которая не знает половых различий - или вообще минус-прием, когда, создавая мир совершенно без любви, автор намеренно изображает пустоту с нее размером. и если текст хороший, эта пустота должна на читателя внезапно вывалиться, и вместо отвращения или брезгливости заставить его чувствовать жалость. и захотеть любить больше. по-человечески вести себя, а не как обычно.

роджер эберт писал по поводу экранизации "автокатастрофы", что это невозможно смотреть как порно - создается такая дистанция между зрителем и героями, что они действительно выглядят не более и не менее живыми, чем машины или целые транспортные потоки. меня, честное слово, восхищает, что у кроненберга получился фильм, совершенно адекватный книге. правда, роман балларда еще более современный - одержимость знаменитостями, подсматриванием за чужой жизнью, сексом и смертью тут сконцентрирована в одной простой метафоре, эротической мечте о гибели в автокатастрофе вместе с элизабет тейлор. (кстати, мне любопытно, что среди немногого, выброшенного кроненбергом, как раз оказалась тейлор).

баллард подробно и методично описывает секс, который действительно очень быстро перестает быть чем-то большим, чем набор движений, а участники превращаются в набор деталей и жидкостей. и когда ты настолько машинообразен, неизбежно наступает момент, после которого лучше не жить совсем. (хотя я далека от мысли, что мы существуем только ради продолжения рода, я не могла не отмечать, как баллард упорно отмечает у героев книги деформированные тазовые кости - и единственный ребенок в книге, сын каскадера, вполне закономерно остается без отца). в то же время фетишизм превращается в единственный способ существовать без паранойи по поводу будущего - планируешь свою смерть как извращенный акт творчества, в результате которого, однако, не возникает ничего нового, кроме увечий и груды металла.

ЗЫ. перед "автокатастрофой" я читала пелевина - вот к вопросу о технологии и современности почти через сорок лет. как-то рифмуется, по-моему.

И сразу же я увидел тысячи, миллионы, сотни миллионов других мониторов - и ту же самую черную засасывающую тьму, питающуюся скудными городскими радостями закатанных в бетон людей. Я попытался понять, что такое эта тьма, и увидел подобие огромного черного полипа, какое-то прилепившееся к миру зияние. В него и улетала неразделенная человеческая страсть, бьющая по ложным целям.

ЗЫЫ. а если сам роман для вас выглядит слишком неприятно - почитайте авторское предисловие. оно провокационное, но, на мой взгляд, очень по-литературному мудрое. и по большому счету, оно нужно каждой книге такого рода, чтобы нежный читатель не плакал и не проклинал ужасы современной литературы - прекрасно написанной, кстати.
Tags: crash, автокатастрофа, книги
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments